Особенности психофизиологических реакций обучающихся при работе на стоматологических симуляторах. Часть I: результаты оценки физиологических реакций


Симуляционное обучение стремительно развивается и в нашей стране, и за рубежом. Уровень подготовки кадров очень важен для практического здравоохранения. В современных условиях к профессии врача предъявляют высокие требования – от знаний новых способов и технологий лечения до психологической грамотности при взаимодействии с пациентом. Отработка навыков на симуляторе предполагает закрепление знаний и приобретение умений в процессе обучения. Цель настоящего исследования – объективная оценка уровня стресса и адаптации студентов стоматологов при обучении на симуляторах. Исследование выполняли на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний медицинского факультета РУДН на базе симмуляционного центра в 2016–2017 учебном году. В исследовании приняли участие
96 студентов-стоматологов II курса. Занятия проводили как индивидуальные, так и групповые. Полученные в ходе исследования результаты убедительно показали, что для студентов-стоматологов существенную роль играет способность управлять эмоциями другого человека. Но на начальных этапах обучения учащиеся лишены возможности считывания эмоций пациентов, так как приобретают навыки профессиональной деятельности на симуляторах. В некоторой степени отсутствие контакта с живым человеком порождает стресс и сильное эмоциональное напряжение при моделировании врачебной ситуации и постановке цели в ходе урока. Результаты доказали объективное преимущество индивидуального подхода в педагогической практике.


Simulation training is rapidly developing in our country and abroad. Topical is the level of training of personnel for practical health care. In modern conditions to the medical profession high
requirements: the knowledge of new methods and treatment technologies to psychological literacy in the interaction with the patient. Skill Training on the simulator requires reinforcement of knowledge and acquisition of skills in the learning process. The purpose of this study was to objectively assess the level of stress and adaptation dental students at training on simulators. The study was conducted for the Department of propaedeutics of dental diseases, the medical faculty of PFUR based in simulation center in 2016–2017 academic year. The study involved 96 students of 2nd year of dentists. For adoption-held individual and group. The findings of the study results strongly show that dental students play an important role the ability to manage the emotions of another person. But in the initial stages of learning students are unable to read the emotions of patients, since acquire skills of professional work, learning on simulators. To some extent, the lack of contact with a live person also creates stress and severe emotional stress for modeling medical situation and goal setting during the lesson. The results showed an objective advantage of individual approach in teaching practice.