Пример организации комбинированного обучения на фантомном курсе кафедры терапевтической стоматологии и пародонтологии Берлинского медицинского университета Шарите


Цель имплементации концепции комбинированного обучения в области дипломного стоматологического образования – переориентация учебного процесса с постепенным отходом от автократичной фронтальной манеры ведения теоретических занятий. Преобразование сложного контента производилось при помощи специально разработанных сопутствующих модулей дистанционного электронного обучения, обобщенных в онлайн курсы. По окончании пилотной стадии проекта, длительностью в 2,5 семестра, была произведена предварительная оценка результатов и эффективности имплементации, проходившей в течение этого времени с переменным успехом. Вследствие того что переориентация учебного процесса из стадии начальной в стадию устойчивой имплементации за период наблюдения не была завершена, установлена необходимость более длительной пилотной стадии, в том числе для получения статистически значимых результатов. Однако ко времени подведения первых итогов общую тенденцию можно расценивать положительно.


The goal of implementing the concept of combined learning in the field of diploma dental education is the reorientation of the educational process with a gradual departure from the autocratic
front-line manner of conducting theoretical studies. The transformation of complex content was carried out with the help of specially developed accompanying remote e-learning modules, summarized
in online courses. At the end of the pilot phase of the project, with duration of 2.5 semesters, a preliminary evaluation of the results and effectiveness of implementation, which was held during
this time with varying success, was made. Due to the fact that the reorientation of the educational process from the initial stage to the stage of sustainable implementation for the observation period was not completed, the necessity of a longer pilot stage, including for obtaining statistically significant results, was established. However, by the time summarizing the first results, the general trend can be regarded positively.